Заметки о лекарственных растениях народной медицины вепсов для лечения детей
Барнаулов О.Д.
Институт Мозга Человека им. Н.П.Бехтеревой РАН (Санкт-Петербург. Россия)
В этом третьем сообщении продолжен обзор вепсской народной медицины, лекарственной флоры. Проанализированы методы, лекарственные формы, конкретное использование растений. Приведены примеры сходств их применения в вепсской народной, традиционных китайской, корейской, тибетской, иранской, научно-европейской медицинах. Информация собрана доктором медицинских наук на широком географическом пространстве в течение 50 и более лет.
Необходимы географические и этнографические вводные. Легендарная летописная Весь, пришедшая 2 тысячелетия тому назад из-за «Камня» (Урала) населяла громадные пространства от Подвинья, теперешних Вологодских, Архангельских, Обонежских, Карельских земель до Волхова, приняла активнейшее участие в формировании Води, Ижоры, Перми, Карелы, некоторых финнских племен, дала первооснову многих, в том числе прибалто-финнских языков (финно-угорский санскрит). Вепсы, прямые потомки Веси (Чуди), унаследовали способы применения ряда лекарственных растений и других методов лечения людей. Большинство историков с достаточными основаниями утверждает: «В жилах великоросской национальности течет 80% угро-финнской крови», что подтверждается археологическими, лингвистическими, антропологическими, генетическими исследованиями. Заимствования славян, Руси у Веси в отношении применения лекарственных растений несомненны. В несколько мизантропической небрежности якобы ученые (без конкретизации) путают вепсов, исчезающая малую народность, с карелами и формализовано подходят к весьма своеобразному, требующему конкретизации и осмысления применению растений прямыми потомками Веси. Приведенные данные являются фрагментом нашей все еще неопубликованной книги «Весь и вепсы», где отдельная глава посвящена не всем ведомым свойствам лекарственных растений вепсской народной медицины. Цель публикации: акцентировать внимание на десятках нетоксичных растений, с успехом применяемых вепсами и другими народами, но не являющимися официальными, аптечными.
Поскольку ежегодные поездки к вепсам и в места проживания в прошлом летописной Веси длятся для старшего автора 49, а для младшего 29 лет, то обычным методом изучения местной бореальной лекарственной флоры было постоянное общение с местным населением в следующих населенных пунктах: 1) Деревни Кожинская, Ракула, Зеленый городок на Северной Двине, Мезень, Заококурье, Лешуконское в той же Архангельской области. 2) Деревни Озровичи, Капшозеро, Берег, Харагеничи, Усть-Капша, Пашозеро и другие в Тихвинском районе Ленинградской области. 3) Деревни Ляменьга, Кокшарка, Сосновка, Рослятино, Белокрутец и другие в Вологодской области — в прошлом территория проживания Веси 4) Основным местом постоянных поездок явяляется д. Ладва с ее придатками: Заозеро, Кузнецы, Андреев конец, Юшева гора, а также Курба, Озера, Винницы на Северо-Востоке Ленинградской области. На протяжении этих лет были многочисленные контакты с сотнями представителей вепсов и русских, имеющих вепские корни. Сокращение численности вепсов среди прочих причин обусловлено массовой миграцией вепсов в города и тем, что их при переписях стали причислять к русским. Были контакты и с местными покойными знахарками, знахарями: П. Иняковой, М. Чарандовой, Л. Порыгиной, М. Захаровой, И. Микшиным, М. Абрамовой и другими, в разной мере владеющими методами фитотерапии. Сбор материала интересовал нас по той причине, что доктор медицинских наук О.Д. Барнаулов — профессиональный фитофармаколог и фитотерапевт, а врач, канд. мед. наук А.О. Барнаулов использует элементы фитотерапии. Образцы лекарственных растений постоянно собирали, идентифицировали при редких затруднениях с помощью сотрудников Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН. Помощь в сборе материала (сведений) оказывал канд. этнографических наук А.Е. Финченко и некоторые его коллеги, а в сборе лекарственных растений эпизодически десятки врачей разных специальностей.
Результаты исследований
Они заключаются собственно в информации о том, как местные народные лекари исцеляли соотечественников, о растениях и методах их применения в частности при туберкулезе, бронхолегочных и других заболеваниях. Особенностью вепсской народной медицины является использование не только лекарственных растений, но и заговоров на родном языке, поскольку ушедшее поколение вепсских целительниц плохо или совсем не говорило на русском языке. Заговоры всегда были тайными. Даже заводить речь, узнавать об их содержании считалось невозможным. Если со знахаркой пришлый человек пытался говорить о заговорах, то следовало молчание и отторжение. Заговоры, как и сведения о применении растений, когда-то передавали в основном по женской линии, но к сегодняшним временам они утрачены. На наших глазах ушло поколение вепсских знахарок, не передав свои методы потомкам. О том, что заговоры, колдовство даже с использованием некоторых атрибутов этих обрядов исцеления были языческими древнейшими традициями, свидетельствуют даже топонимы. Так, в Бокситогорском районе Ленинградской области на атласе есть деревня Noidala – в переводе с вепсского земля колдунов. Пометка «нежил», т.е. нежилая. Иногда по заросшим дорогам и тропам с проводником это место посещают даже иностранные туристы (не этнографы), на нашей памяти немцы, англичанка, ходившие туда из Харагенич. Цель похода в землю колдунов они излагали туманно. Существует не всем известное, но все-таки дошедшее даже до иностранцев поверье, будто бы, искупавшись в водах Азозера, на берегу которого располагалась Нойдала, обретешь здоровье, удачу, смоешь грехи. Мы слышали рассказ об излечении жителя деревни Кузнецы колдуном, проживавшим в Нойдале. В тоненьком сборнике стихов (Kurgiden aig – Журавлиное время) покойного вепсского поэта Н. Абрамова одно из стихотворений называется Noid – колдунья [1]. Атрибутами обрядов и оберегов могли быть разные предметы: когти птиц, засушенная щучья голова с раскрытой пастью, рога домашних животных, лося, но чаще всего считающиеся магическими или просто лечебными растения: Viburnum opulus, Sorbus aucuparia, Juniperus communis и другие. В наше время у целителей никаких атрибутов в избах не было, но в одной из изб, купленных ленинградскими дачниками, мы таковые видели. Мы были очевидцами того, что знахари умели находить пропавший скот, заблудившихся в лесу людей, к примеру, ребенка из дер. Курба, геологов, ушедших в Вологодскую область. Больные эпилепсией, неврозами, ночным энурезом, невритами, головными болями, миалгиями, бронхиальной астмой, хроническими бронхитами и теперь не столь уж часто встречающиеся больные туберкулезом получали, по нашим наблюдениям, эффективную помощь у знахарок. Некоторые из них, наиболее почитаемые в прошлом, по рассказам очевидцев, лечили дистанционно, без контакта с больным по описанию симптомов заболевания, подбирая необходимые растения. Так же лечили и домашний скот. Поскольку знахарство, ведовство, колдовство, проявления язычества преследовали и до советской власти служители православной церкви [2], вепсы, обладавшие такими способностями, скрывали их, а земляки их не выдавали и лишь тайком и не всем рекомендовали обратиться к ним. В последующем знахарей преследовали за незаконную лечебную практику, что укрепило конспиративный стиль их деятельности. В избах всех знахарок были иконы. Мы имеем лишь единичные примеры, когда врачи, убедившиеся в высокой эффективности народной целительницы, скрытно рекомендовали больному к ней обратиться. Некоторые примеры позитивного воздействия вепсских знахарок на здоровье и судьбу обратившихся к ним собраны нами в неизданной книге «Весь и вепсы». А.В. Большакова [3] отметила разделение на знахарок и колдуний. Мы не можем подтвердить такого разделения, поскольку применение лекарственных растений и заговоры обычно практиковалось одним и тем же лицом. Более того, о многих из приведенных автором варварских, дикарских методов, например, лечения пометом скота, кур, мы не слыхали. Следует отметить бескорыстие вепсских знахарок. Они никогда не просили плату (своеобразное табу), довольствуясь добровольными подношениями, не афишировали свои способности, что положительно отличает их от современных псевдознахарей. Знахарки стремились и добивались позитивного эффекта, о чем свидетельствует масса информаторов. Это ставило их на определенную ступень в деревенском социуме, вызывало уважение земляков. Особенно тяжелыми годами с высокой заболеваемостью туберкулезом и простудными болезнями были годы 2-й мировой войны, когда в удаленных, теперь вымерших вепсских деревнях оставшиеся в них женщины и дети не получали не только никакой медицинской помощи, но и не имели достаточного количества продуктов питания.
Интерес к изучению растительного арсенала вепсской народной медицины начался с загадочных сведений о грыжевой траве, услышанных от вепсов, переехавших в Ленинград. По прибытии в д. Ладва я обратился к местной знахарке, которая без утаивания показала мне в лесу какой-то плаун, предупредив, что растение это ядовито и что использовать его нужно в малых дозах и лишь при крайней необходимости. Наиболее частым показанием была пупочная грыжа у плачущих грудных младенцев со вздутым животиком, плохо отходящими газами и фекалиями, но также свежая грыжа у лиц более старшего возраста при перенапряжении, поднятии тяжестей, хронические запоры преимущественно у старых людей, гельминтозы. Ранее это растение называли Плаун баранец, но в настоящее время это Баранец обыкновенный Huperzia selago, сем. Баранцовые Huperziaceae [4], что было определено по моей просьбе сотрудниками отдела ресурсоведения Ботанического института им. В.Л. Комарова АН СССР. В свое время этот институт внедрял баранец для лечения алкоголизма. Стакан 5%-го отвара баранца вызывает рвоту, а при сочетании его с приемом алкоголя вырабатывали условный рвотный рефлекс. Вепсы никогда не применяли баранец с этой целью, поскольку в не столь далеком прошлом они очень редко принимали спиртное (солодовое пиво, брагу), алкоголиков до середины ХХ века практически не было. Наркологи также не применяют в настоящее время баранец. Для ребенка в 1 стакане воды, но лучше в молоке отваривали 2-3 веточки сухого баранца и понемногу, чайными ложечками, из соски спаивали постепенно, не сразу. После поноса и отхождения газов пупочная грыжа исчезала. Баранец, как и многие плауны является сильным слабительным, что обусловлено алкалоидами (ликоподин, ликодолин, аннотинин, аннотоксин, акрифолин, селагин, псевдоселагин, изоликодолин и ряд других, еще не идентифицированных [4]), которые оказывают прямое М-холиномиметическое действие, подобное алкалоидам мухомора. Эффектом таких алкалоидов является выраженная перистальтика кишечника, диарея, ветрогонный, антигельминтный эффект, а при передозировке рвота. Грыжевую траву всегда брали у знахарок, одновременно получая настораживающую консультацию о правилах заваривания, приема, о возможности отравления при нарушении этих правил. Впрочем, были попытки самостоятельного применения, особенно у приезжих русских, не жалевших сырья. Кончались они, по рассказам вепсов, не только отравлениями, но даже гибелью младенцев. Подобные же алкалоиды содержат не используемые вепсами в качестве слабительных и ветрогонных другие виды плауна, в частности Плаун булавовидный Lycopodium clavatum, сем. Плауновые Lycopodiaceae. Упомянут он по той причине, что лечебное применение его спор было давно известно вепсам. Им присыпали потертости, мокнущие поражения кожи, мелкие ожоги, раны, ссадины у взрослых, опрелости у детей. Проникновение спор плауна в медицинскую практику (детская присыпка) произошло много позднее использования ее в народных медицинах. Хозяйственное использование спор осталось неизвестным, поскольку ни хозяйства в его прежнем виде, ни детей в большинстве вепсских деревень уже нет.
По неоднократно полученным сведениям в прошлом баранец в больших количествах давали с преступной целью – избавиться от новорожденного ребенка. Случаи были единичны, поскольку рождение ребенка вне брака не считалось у вепсов постыдным, и выхаживанием его занималась вся семья родившей. Собственные наблюдения за действием слабительных сборов, включавших небольшие количества баранца (10 г.) или видов плауна позволяют положительно оценить их эффективность. Удается преодолеть хронические запоры у пожилых людей и у конституциональных астеников в случаях, когда препараты кассии, диетические и прочие методы неэффективны. Особенно демонстративно лечебное действие таких сборов при сочетании экземы, нейродермита, различных атопических дерматозов, acne conglobata, псориаса с обстипациями.
Мята полевая Mentha arvensis (Сем. Яснотковые или Губоцветные Laminaceae, Labiatae). Мята воспета в Х1 веке Одо из Мена на Луаре [11], в ХУ в. описана Амирдовлатом Амасиаци [5], т.е. не менее и более тысячелетия ее активно используют в качестве лекарственного растения. Мята сорничает в огородах. Это общепринятый, но не часто используемый суррогат чая – на любителя. При лихорадках ее одну или в сочетании с другими легко доступными растениями заваривают как чай для достижения потогонного, разрешающего, секретолитического эффекта. В некоторых избах бывает запасенная на зиму мята. Особое значение мята имеет при лечении детей. Дети не пьют горькие отвары и настои. Чай из мяты, зверобоя, листа смородины, малины с добавлением сахара, меда хорошо переносится и позволяет на уровне бытовой терапии за 1-2 дня купировать острые проявления гриппа, бронхита. При высокой гипертермии, нечастых заболеваниях коклюшем детей в настоящее время госпитализируют. Следует отметить, что в большинстве оставшихся вепсских деревнень нет детородного населения, а соответственно и детей.
Применение надводной части сабельника болотного (Comarum palustre, сем. Rosaceae) в виде общеукрепляющего чая характерно и для родственной карельской народной медицины. Эта деталь отличает применение декопа в народных медицинах, поскольку в научной медицине оффицинально корневище. В основном те же сочетания дербенника применяли при эпилепсии, которая встречалась реже, чем неврозы. Подобного типа сборы применяли и при судорогах у детей, вероятно, чаще всего фебрильных. Несомненно сходство показаний к применению с тибетской традиционной медициной, где по собранным М.Н. Варлаковым [6] сведениям дербенник назначали при неконкретизированных «нервных болезнях». В «Чжуд-ши» и «Вандурья онбо» дербенник не упомянут. Среди прочих показаний к применению деребенника в справочнике «Растительные ресурсы СССР» [7] приведено бешенство. Для растений-церебропротекторов характерно сочетание показаний; эпилепсия, бешенство. Впрочем, могут быть приведены и другие нейроинфекции: энцефалит, арахноидит, менингит. Мною не были изучены церебропротективные свойства дербенника, но доказано отсутствие у его настоя антиконвульсантного действия, что подтверждает факт базирования фитотерапии в народных медицинах больных эпилепсией не на противосудорожном эффекте. Эта позиция многократно подтверждена мною и для других растений, применяемых в народных медицинах при эпилепсии. Вепсами не были приведены прочие показания к применению видов дербенника [7] в гомеопатии, в народных медицинах: кровотечения, гематурия, геморрой, дизентерия, брюшной тиф, диарея (Франция), ванны для возбужденных и ослабленных детей (Россия), для утоления жажды (Япония). По Г.А. Елиной [8] латинское название растения произошло от ludro – кровь, что отражает ярко красную окраску цветков. Дербенник растет в весьма небольших количествах преимущественно по берегам озер. Сбор близок к букетному и наиболее удобен с лодки при объезде озера. Сведения о больших куртинах его на лесных озерах мною не подтверждаются. Ранее для пожилых знахарок дербенник собирали подростки или женщины-родственницы. Несмотря на популярность растения во многих странах, растение практически не изучено и в России неаптечно.
Шиповник собачий Rosa canina, сем. Розоцветные Rosaceae, который некоторые вепсы собирали с лекарственной целью. Пищевого применения шиповник не имел. Шиповник не является широко распространенным растением на Северо-Востоке Ленинградской области. Плоды его применяли не только при кровотечениях и диареях, но и при многих болезнях, считая его оздоравливающим средством, эффективным при упадке сил, при отсутствии аппетита, болях в желудке, в правом подреберье, т.е. при болезнях печени и желчевыводящих путей. В тибетской традиционной медицине шиповник включен в гепатопротективный сбор «Полифитохол». Симптомы язвенной болезни, гиперацидных состояний (изжоги, кислые отрыжки, тошноты) служили поподом для назначения шиповника. Чай из шиповника пили для того, чтобы быстрее выздороветь во время и после тяжелых болезней, травм. Его положительное влияние на процессы регенерации экспериментально подтверждено представителями монгольской ветви тибетской медицины [9]. Чаем из шиповника поили слабых, часто болеющих, рахитичных детей. Его также пили старые, слабеющие люди. Шиповник заслужил всенародное признание как средство полезное и в педиатрии, и в гериатрии. В своем роде у вепсов это было общеизвестное универсальное лекарство, показанное не только при желудочно-кишечных, бронхолегочных заболеваниях, гипертонической и гипотонической болезнях, но и при неврозах. Шиповник в отличие от брусники, черники, клюквы нельзя собрать в большом количестве. Декоративные кусты отсутствуют, а плоды Ш. собачьего мелки, но в количестве до 1 кг некоторые вепсы их запасали, делились при необходимости с соседями. Обычай умер. Использования корней, листьев, лепестков в отличие от русской медицины не было.
Шикша (Водяника, Вороника) черная Empetrum nigrum, сем. Шикшевые Empetraceae. Инстинктивное поедание ягод шикши в лесу с кустарничка наблюдал дважды: в одном случае при похмельном синдроме («голове легче»), в другом – больным эпилепсией. Наиболее осведомленные, искусные целительницы применяли не ягоды, а отвар надземной части при эпилепсии, судорогах у детей (с заговорами), головных болях, особенно при повышении АД (церебральные кризы), при различной окраски неврозах, при параличах, но также и при отеках, задержках мочеиспускания (гиперплазия предстательной железы, нефриты). Сведения о лечебном применении шикши не были широко распространенными. Относительно мочегонного действия шикши – оно хорошо было известно русским, заселившим берега Северной Двины (в прошлом территории проживания Веси, страна Биармия) и называвшим ее сикшей (шикшей), сикухой (д. Кожинская). Не исключено, что такое применение растения заимствовано ногородцами-ушкуйниками (ṻskoid – большая лодка, вепс.) у первонасельников Двины. Применение шикши при нервных болезнях (параличи, энцефалит, цефалгии, неврозы, эпилепсия) было ассимилировано томскими исследователями у народов Сибири, где растение именно за высокую эффективность называют «дорогой травой». Экспериментально у видов шикши не удалось доказать противосудорожную активность, но установлены высокие церебропротективные свойства [10]. Клиническое применение подтверждает высокую эффективность «дорогой травы» при тромбоокклюзиях артерий мозга, инсультах, гемипарезах, рассеянном склерозе, посттравматическом, постконтузионном синдроме, неврозах, цефалгиях, задержках развития детей. Несмотря на усилия томских исследователей, подтвердивших высокую эффективность лечения шикшей, «дорогая трава» до сих пор не разрешена к применению.
Заключение. В кратких заметках полное изложение способов применения лекарственных растений в вепсской народной медицине, подробное описание арсенала, конкретизации условий, в которых получена информация, едва ли возможны. Теснейшее переплетение лечения травами с заговорами, суггестивным воздействием на больного, обрядами, оставшимися от язычества, характерно для медицины вепсов, карелов [11], лопарей. В то же время имело место и дистанционное воздействие, например, при лечении больных, скота, находившихся далеко от целительницы. Не совсем понятные нам возможности таких знахарок подтверждались многократно их умением находить в лесу заблудившихся детей, взрослых, скот. Контакт с ними позволяет утверждать развитую интуицию, искреннюю доброжелательность, бескорыстие, не редко высокую квалификацию в понимании эффективности лекарственных растений, их сочетаний. Врачебный анализ арсенала лекарственных растений вепсской народной медицины позволяет сделать следующие заключения: 1. Многие из лекарственных растений стали в последующем разрешены к применению в научно-европейской медицине. 2. Экспериментальные и клинические исследования подтверждают правильность использования ряда лекарственных растений в вепсской народной медицине и целесообразность их внедрения в практику. 3. Развитие народной медицины Веси и в последующем вепсов шло параллельно и в ряде моментов сходно с формированием традиционных медицин Тибета, Ирана, Китая, что устанавливается по сходству лекарственных форм и применения некоторых растений.
Литература
Abramov N. Kurgiden aig. Petroskoi, 1999. 64 s.
ПименовВ.В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М-Л. 1965.
Большакова А.В.Участие вепсских женщин в развитии традиционной медицины народности в конце XIX – начале XX в. / Финно–угорский мир, 2011. № 2/3. С.50-52.
Растительные ресурсы СССР. Л.,1984-1993, Т. 1-7. Растительные ресурсы. СПб., 1994,1996, Т. 8,9.
Амасиаци А. Ненужное для неучей. М. 1990. 879 с.
Варлаков М.Н. Избранные труды. М., 1963. 172 с.
Растительные ресурсы СССР. Л.,1984-1993, Т. 1-7. Растительные ресурсы. — СПб, 1994,1996, Т. 8,9.
Елина Г.А. Аптека на болоте. СПб., 1993. 296 с.
Хайдав Ц., Алтынчимэг Б., Варлакова Т.С. Лекарственные растения в монгольской медицине. Улан-Батор, 1985. 390 с.
Барнаулов О.Д. Поиск и фармакологическое изучение фитопрепаратов, повышающих резистентность организма к повреждающим воздействиям, оптимизирующих процессы репарации и регенерации. Дисс. … докт. мед. наук. Л., 1988. 476 с
Лёнрот Э. Калевала. Л., 1984. 574 с.